Средства и методы практической деятельности

Если говорить о средствах практической деятельности в общем виде, то они, очевидно, те же, что и средства научной деятельности: материально-технические, информационные, математические, языковые и логические.

В процессе целевыполнения они дополнительно конкретизируются средствами обучения (учебник, компьютер, учебное лабораторное оборудование и т.д.), а также специфическими средствами воспитания.

Методы практической педагогической деятельности. Для рассмотрения методов практической деятельности воспользуемся классификациями, приведенными в предыдущем разделе:

— о делении методов на методы-операции и методы-действия;

— о делении цикла деятельности на фазы: проектирования, технологическую и рефлексивную.

Исходя из этих классификаций.

Во-первых, такие методы-операции, как мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д., — в полной мере, естественно, имеют место и в практической педагогической деятельности — и в целеполагании (проектировании), и в целевыполнении, и в оценке результатов.

Точно так же и такие   эмпирические методы-операции, как: наблюдение, изучение литературных и документальных источников, тестирование и т.д.

Во-вторых, методы практической педагогической (образовательной) деятельности в фазах проектирования и рефлексии, как  методы-операции, так и методы-действия, в силу их специфики, — мы рассмотрим ниже в логике со-ответствующих стадий и этапов.

В-третьих, о методах технологической фазы проектов здесь необходимо поговорить особо. С одной стороны, в качестве метода-действия ведущим методом выступает, очевидно, опытная работа. Возможен также мониторинг.

Но вряд ли эксперимент, поскольку эксперимент — это уже чисто исследовательская процедура, направленная на получение нового научного знания.

Конечно, это не исключает широко распространенный в настоящее время вариант совмещения педагогом-практиком практической и исследовательской деятельности — в этом случае возможно использование полного набора методов исследования.

С другой стороны, в качестве методов-операций в процессе реализации проектов выступают собственно методы обучения и воспитания, что и является прерогативой самой педагогики, таких ее направлений, как дидактика и теория воспитания. 

Теперь, изложив особенности, принципы и средства, а также в первом приближении методы практической деятельности, перейдем к рассмотрению организации ее процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)