Педагогика и экономика
Коренные изменения системы экономических и общественных отношений в Российской
Федерации обусловили повышение интереса педагогической науки, в частности
школоведения (педагогического менеджмента), к экономике. Изучение быстро меняющейся
среды рынка образовательных услуг и рынка труда осуществляет новое научное направление
экономика образования.
В сложившихся условиях становления рынка образовательных услуг и рынка труда образовательное учреждение не может себе позволить пассивное следование за социально-экономическими изменениями, иначе оно станет неконкурентоспособным, прекратит
свое существование. Скорость модернизационных изменений образовательного учреждения (ассортимента услуг, их качества) должна не отставать, а в момент начала
изменения – по возможности опережать изменения окружающей среды.
Главным фактором выживания на этом этапе становится стратегия развития образовательного учреждения, инструментом выработки которой выступает маркетинговая стратегия.
К настоящему времени отечественный рынок услуг в области образования вплотную подошел к «точке маркетинга»,100 т. е. к ситуации, когда:
- наращиваемый объем предложения уравновесил доминировавший ранее платежеспособный спрос и стал превосходить его;
- оформился дифференцированный спрос на образовательные услуги;
- сложилась развитая инфраструктура рынка образовательных услуг;
- федеральные и региональные органы власти не в состоянии обеспечить достаточную
материальную поддержку учреждений образования и им приходится обращаться к
маркетингу в целях выживания.
В самом общем случае маркетинг можно определить как социальный и управленческий
процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп
посредством создания, предложения и обмена на рынке обладающих ценностью товаров или
услуг.
В сфере образования маркетинг позволяет учесть реально сложившиеся и вероятные в перспективе условия и факторы рынка, а также потенциал и претензии образовательного учреждения, выступающего в качестве активного субъекта рынка.
В своем описании американской системы образования Ф. Котлер отметил: «Столкнувшись с проблемой уменьшения количества студентов и увеличения расходов, многие колледжи в целях привлечения новых студентов и источников существования обратились к маркетингу. Они определяют целевые рынки, укрепляют связи с общественностью, используют тактику продвижения своих услуг, удовлетворяя тем самым потребности студентов».
Эта ориентация на потребности обучающихся является важной специфической особенностью маркетинга в образовательной сфере.
«Миссия маркетинга в образовании – формирование и реализация стратегии прираще-
ния ценности человека» – считает А.П. Панкрухин. При этом речь идет далеко не только о рыночной ценности, но и о самоценности, и о ценности в общегуманистическом ее понимании,
поскольку каждый из этих аспектов в своем приращении ведет и к приращению остальных.
Наибольший интерес применительно к маркетинговой проблематике образования представляет концепция социально-ответственного маркетинга, провозглашающая задачей организации установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами и сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом.
В соответствии с этой концепцией целевой результат маркетингового управления в сфере образования – наиболее эффективное удовлетворение потребностей:
- личности – в образовании;
- учебного заведения – в развитии и благосостоянии его сотрудников;
- фирм и других организаций (заказчиков) – в росте кадрового потенциала;
- общества – в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Понятие методология педагогической науки
- Методология науки и общие методологические проблемы
- Структура системы образования
- Стратегии взаимодействия государства с системой образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу