Методы научного исследования
Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования. Методы исследования разделяются на эмпирические (эмпирический дословно — воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические.
Относительно методов исследования необходимо рассмотреть следующее обстоятельство. В литературе по гносеологии, методологии повсеместно встречается как бы двойное разбиение, разделение научных методов, в частности, теоретических методов.
Так, диалектический метод, теорию , выявление и разрешение противоречий, построение гипотез и т.д. принято называть, не объясняя почему, методами познания. А такие методы, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д., т.е. основные мыслительные операции — методами теоретического исследования. Аналогичное разделение имеет место и с эмпирическими методами исследования.
Так, В.И. Загвязнинский разделяет эмпирические методы исследования на две группы:
- Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.
- Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.
Однако название этих групп методов, наверное, не совсем удачно, поскольку затруднительно ответить на вопрос: «частные» — по отношению к чему? Так же и «общие» — по отношению к чему? Разграничение, скорее всего, идет по другому основанию.
Разрешить это двойное разделение как в отношении теоретических, так и в отношении эмпирических методов возможно с позиции структуры деятельности.
Мы рассматриваем методологию как учение об организации деятельности. Тогда, если научное исследование — это цикл деятельности, — то его структурными единицами выступают направленные действия.
Как известно, действие — единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели.
Одна и та же цель, соотносимая с действии ем, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия. Исходя из этого мы выделяем: методы-операции и методы-действия.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать методы исследования в следующей группировке:
Теоретические методы:
- методы-последовательные действия (выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.);
- методы-операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д.).
Эмпирические методы:
- методы-познавательные действия (обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.);
- методы-операции (наблюдение, опрос, тестирование и т.д.).
Такой подход не противоречит определению метода, которое дает Энциклопедический словарь. Во-первых, метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, во-вторых, метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
- Обучение основам методологии
- Сравнительный анализ организации различных видов деятельности
- Организация процесса игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Методы игровой деятельности
- Формы игровой деятельности
- Принципы игровой деятельности
- Особенности игровой деятельности
- Введение в методологию игровой деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу