Методы научного исследования

Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования. Методы исследования разделяются на эмпирические (эмпирический дословно — воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические.

Относительно методов исследования необходимо рассмотреть следующее обстоятельство. В литературе по гносеологии, методологии повсеместно встречается как бы двойное разбиение, разделение научных методов, в частности, теоретических методов.

Так, диалектический метод, теорию , выявление и разрешение противоречий, построение гипотез и т.д. принято называть, не объясняя почему, методами познания. А такие методы, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д., т.е. основные мыслительные операции — методами теоретического исследования. Аналогичное разделение имеет место и с эмпирическими методами исследования.

Так, В.И. Загвязнинский разделяет эмпирические методы исследования на две группы:

  1. Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.
  2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.

Однако название этих групп методов, наверное, не совсем удачно, поскольку затруднительно ответить на вопрос: «частные» — по отношению к чему? Так же и «общие» — по отношению к чему? Разграничение, скорее всего, идет по другому основанию.

Разрешить это двойное разделение как в отношении теоретических, так и в отношении эмпирических методов возможно с позиции структуры деятельности.

Мы рассматриваем методологию как учение об организации деятельности. Тогда, если научное исследование — это цикл деятельности, — то его структурными единицами выступают направленные действия.

Как известно, действие — единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели.

Одна и та же цель, соотносимая с действии ем, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия. Исходя из этого мы выделяем: методы-операции и методы-действия.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать методы исследования в следующей группировке:

Теоретические методы:

  1. методы-последовательные действия (выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.);
  2. методы-операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д.).

Эмпирические методы:

  1. методы-познавательные действия (обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.);
  2. методы-операции (наблюдение, опрос, тестирование и т.д.).

Такой подход не противоречит определению метода, которое дает Энциклопедический словарь. Во-первых, метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, во-вторых, метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)