Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей

В науке существует точка зрения, согласно которой не все государственные органы можно отнести к законодательным, исполнительным и судебным, и существует четвертая — контрольная ветвь власти.

Интересно
Следует подчеркнуть, что существование в странах с недостаточно развитой государственностью таких органов, которые не укладываются в разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, свидетельствует о том, что в этих странах либо вообще нет разделения властей, либо оно принципиально нарушено.

Также существует понятие “учредительная власть”, но оно не относится к характеристике аппарата государственной власти. Обычно об “учредительной власти” говорят как о “власти народа”, выражающейся в принятии конституции путем референдума. Либо имеется в виду компетенция особого пред. ставительного органа — учредительного, или конституционного, собрания, которое принимает конституцию и тем самым как бы учреждает новое государство.

Понятие “учредительная власть” не стоит в одном ряду с понятиями законодательной исполнительной и судебной ветвей власти, объясняющими структуру “учреждаемого” или уже существующего аппарата государственной власти.

Если механизм государства построен на основе разделения властей, то есть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом возможно такое соотношение законодательных и исполнительных органов, которое отклоняется от строгого разделения законодательной и исполнительной властей в президентских республиках, образцом которого служат США. Но такое отклонение не порождает новые ветви государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.

Там, где есть разделение властей, там не бывает власти президентской, не совпадающей с исполнительной, “отделенной” от законодательной и исполнительной, и самостоятельной контрольной власти, выходящей за пределы контрольных полномочий законодательной, исполнительной или судебной.

Иначе говоря, если есть разделение властей, то нельзя в одном ряду ставить “власти” президентскую, законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и т. д. Такой ряд, по существу, отрицает не разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а разделение властей вообще.

Там, где нет разделения властей (притом что в рамках “разделения труда по государственному управлению” есть законодательные, исполнительные и судебные органы), реальный глава государства (монарх, диктатор, “суперпрезидент и т. д.) действительно играет самостоятельную роль. Но фигура такого реального главы государства стоит не в одном ряду с другими государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными), а над ними.

Здесь может имитироваться разделение властей, притом что глава государства обладает решающим комплексом полномочий в законодательной и исполнительной сферах и, возможно, даже полномочиями высшей кассационной или надзорной судебной инстанций.

Если специальные контрольные (надзорные) органы играют самостоятельную роль в аппарате государства, даже стой? в одном ряду с парламентом, правительственными органами и судами общей юрисдикции, то это еще не означает особую “контрольную” ветвь власти. Так, прокуратура, осуществляющая надзор за законностью, вместе с правительственно-административными органами относится к исполнительной власти.

Для контроля за конституционностью законов и действий высших государственных органов не требуется особая ветвь государственной власти

По существу, конституционный контроль — это проверка правового характера законов, и такой контроль входит в задачу судебной власти, разрешающей споры о праве.

Конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции или специальные конституционные суды.

В тех редких случаях, когда конституционный контроль осуществляют квазисудебные органы (например, Конституционный совет во Франции), полномочия такого контроля ограниченны и не позволяют органу конституционного контроля встать в один ряд с законодателем.

Контрольные полномочия могут осуществлять и вспомогательные органы при законодателе, например счетная палата, омбудсман (уполномоченный по правам человека). Разумеется, такие вспомогательные органы не образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)