Минимальные функции государства
С точки зрения либертарной теории прежде всего выделяются минимальные функции государства.
Это решение двух основных задач, стоящих перед любым государством, на всех этапах исторического развития государственности. Сюда относятся:
- обеспечение свободы, безопасности и собственности (правовая функция);
- создание системы коммуникаций.
Направленность деятельности любого государства на решение правовой задачи, все большее проявление этого направления государственной деятельности по мере исторического прогресса права и государственности подтверждают тезис либертарной теории о том, что государство — это институциональная форма свободы.
В исторически неразвитом или современном авторитарном государстве свобода, безопасность и собственность не гарантируются надлежащим образом, особенно с точки зрения стандартов правового государства. Однако не может быть такого государства, которое никак не обеспечивает свободу, безопасность и собственность. Отсутствие свободы свидетельствует о деспотическом, т. е. антигосударственном, чисто силовом характере власти.
Что касается создания системы коммуникаций, то любая организация публичной политической власти — как организация власти, распространяющейся по территориальному принципу, — по определению должна создавать коммуникации, по меньшей мере необходимые для территориального управления (транспорт и связь).
Отличие государства от деспотии в этом вопросе заключается в том, что свободные субъекты социального обмена создают частные коммуникации в масштабе всего общества. Однако даже в развитом гражданском обществе важнейшие коммуникации (почта, отчасти железные дороги) остаются публичным делом и не передаются в частную сферу.
Иначе говоря, все коммуникации, которые необходимы обществу в целом и не под силу субъектам частной сферы или не могут быть надежно обеспечены в случае их перехода в сферу гражданского общества, остаются задачей государства.
Правовая форма применительно к решению правовой задачи означает, что обеспечение свободы, безопасности и собственности достигается в рамках законодательной, исполнительной и судебной деятельности государства. Необходимость именно этих трех функциональных форм порождает необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Эти три функциональные формы присутствуют в деятельности государства независимо от того, существует ли в государстве строгое институциональное и персональное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Так, несмотря на то что в парламентарных странах партия, победившая на выборах в парламент, одновременно формирует правительство, эти органы раздельно осуществляют законодательную и исполнительную деятельность.
В форме исполнительной деятельности — это прежде всего принуждение к соблюдению названных правил и полицейская защита свободы, безопасности, собственности, включая защиту прав и интересов граждан за границей государства.
Кроме того, исполнительная деятельность обеспечивает безопасность общества в целом (сюда входит и так называемая “безопасность государства”) и оборону, внешнюю защиту общества в целом.
Любое госсударство по определению предоставляет полицейскую и судебную защиту независимо от состояния экономики. Если власть не способна предоставлять такую защиту, она перестает функционировать как государственная власть.
- Определение общественного мнения
- Право и многопартийность
- Направления совершенствования конституционной модели
- Правовой закон
- Конституционная модель правового государства в России. Общая характеристика
- Патерналистские функции государства
- Минимальное государство
- Либерализм и этатизм
- Функции и задачи государства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу