Выбор темы научного исследования

При выборе темы научного исследования необходимо оценить ее перспективность.

В настоящее время приобретают особое значение численные методы оценки, среди которых можно выделить математический метод и метод экспертных оценок.

В основе математического метода лежат показатели (обычно экономические), определяющие перспективность исследований, например:

Выбор темы научного исследования

где Кэ — показатель перспективности; T — объем продукции в год, внедряемой после освоения данной темы, ед./год; Сед — стоимость единицы продукции, усл. ед.; Рн — вероятность научного успеха в разработке темы; Рв — вероятность внедрения научных разработок; Т — продолжительность производственного внедрения, год; Зн — общие затраты на научные исследования, усл. ед.; Зо — затраты на опытное и промышленное основание, усл. ед.; З — затраты на производство продукции, усл. ед., или

Выбор темы научного исследования

где Эо — общий ожидаемый экономический эффект, усл. ед.; Рр — вероятность риска.

Чем выше Кэ, тем предпочтительнее выбранная тема.

В последнее время широкое применение получают и методы экспертных оценок. Планируемую тему оценивают специалисты — эксперты, используя при этом баллы, ранги и т. д. После соответствующей математической обработки результатов экспертизы различных направлений и тем выявляются наиболее приоритетные.

При этом пользуются информационными материалами разного уровня достоверности: от высказываний отдельных специалистов, которые могут быть заинтересованы в этих оценках, до конкретной информации по опыту эксплуатации систем и изделий, применению технологических, организационных и управленческих решений.

Примером применения экспертизы является оценка рисков в известном пакете программ Project Expert для следующих стадий проекта:

  • исследования и разработки;
  • приобретение и аренда земли;
  • строительство, аренда или приобретение зданий и сооружений;
  • приобретение и монтаж технологического и офисного оборудования;
  • разработка и изготовление технологической оснастки и инструмента;
  • производство;
  • рынок;
  • продукт, изделие;
  • система распределения;
  • реклама;
  • сервис.

На каждой стадии эксперты оценивают уровень риска качественно (высокий, средний, низкий), рассматривая следующие показатели:

  1. Реальность идеи.
  2. Наличие необходимых специалистов.
  3. Качество управления.
  4. Финансирование.
  5. Безопасность.
  6. Экологичность.
  7. Взаимодействие с местными властями и населением.
  8. Чувствительность к законодательству.
  9. Готовность среды.

Также сюда относится и приспособленность к среде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)