Сознание как научный феномен
Сознание является предметом изучения многих как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин, поэтому сам термин рассматривается в различных аспектах.
Совершенствование нервной системы стало основным источником развития психики и сознания. Решающим в формировании сознания человека стало изготовление им орудий труда и появление языка как средства коммуникации.
В психологии сознание дифференцируется от психических явлений (психических свойств, психических состояний, психических процессов).
В большей степени оно обозначает сущность особого качества протекания психической деятельности, то есть является особой формой отражения, интегрирующей в себе все психические явления, обеспечивая их взаимодействие, сочетаемость, последовательность, непрерывность и целостность.
Сознание — высшая, связанная с речью функция мозга, отражающая в обобщенном виде реальную действительность и целенаправленно регулирующая деятельность человека.
В более узком значении сознание — это человеческое отражение бытия, отражение в социально выработанных формах идеального.
Физиологической основой сознания является деятельность определенного участка коры большого мозга, обладающего в данный момент, при данных условиях оптимальной возбудимостью.
Поэтому сознание – это динамический процесс, детерминируемый его объектом и опосредуемый мозгом.
Определяя сознание как процесс осознания субъектом объективного бытия реальности С.Л. Рубинштейн делает акцент на том, что сознание – это знание того, как объект противостоит познающему субъекту.
Сознание выступает не только продуктом познавательной деятельности, но и целенаправленно предвосхищает будущее. Оно представляет новое качество психики, связь знаний, объединяющих все ступени познания.Поэтому компонентом структуры сознания является самосознание, которое позволяет индивиду выделить себя из объективного мира, а также осознать свое тело и психические функции.
Сознание преобразовывает общественные отношения, в которых осуществляет деятельность человек в социуме, а также предметное содержание его деятельности.
Выделяют два основных слоя сознания:
- бытийное сознание (сознание для быта, экстравертированное сознание) – выполняет свои функции при организации текущего поведения, где необходима актуализация нужного в данный момент времени чувственного образа и нужной двигательной программы;
- рефлексивное сознание (сознание для сознания) – более соотносится с значением и смыслом для человека содержаний общественного сознания, то есть того мира идей, понятий, житейских и научных знаний, которые он усвоил.
Бытийное и рефлексивное сознания взаимосвязаны, но каждый слой выполняет свои четко определенные функции, поэтому при разрешении разнообразных жизненных ситуаций ведущая роль принадлежит одному из них.
Индивидуальное сознание, а также степень его развития обусловлены уровнем общественного сознания и тем, как индивид трансформировал его в свою внутреннюю жизнь.
Основными психологическими свойствами сознания являются:
- активность (действия человека обусловлены его внутренними целями);
- интенциональность (направленность на объект);
- рефлексия (осознание самого себя, оценка мотивационноценностных аспектов окружающей действительности).
Сознание выполняет следующие, основные функции: отражательная, оценочная, креативная, рефлексивная, преобразующая и времяобразующая.
Необходимо отметить, что сознанию, как научному феномену, характерны качества:
- ясность (четкое и последовательное восприятие окружающего мира, адекватная ориентация в нем, наличие самосознания, а также способность отвечать за свои действия);
- ширина (количество связей или переживаний, которые осознает в определенный момент человек, а также его собственные переживание конкретной ситуации);
- содержание (содержание ассоциаций, возникающих под влиянием раздражителей, то есть мысли и переживания человека);
- беспрерывность (взаимосвязь переживаний прошлого, настоящего и будущего).
В патопсихологии семантика сознания отлична от его философского и психологического содержания, поэтому клиницисты используют термин «нарушения сознания», понимания под ним особые формы расстройства сознания. Дифференциация психических нарушений и нарушения сознания необходима, так как каждый из феноменов обладает специфическими признаками.
К. Ясперс (1929) указывает на то, что сознание – это фон, на котором происходит смена различных психических феноменов, поэтому при душевных заболеваниях сознание может нарушаться вне зависимости от разнообразных форм психической деятельности.Метафорические признаки «ясности» и «помрачения» сознания стали классическими для определения характеристик сознания.
Осознанное поведение человек может демонстрировать только при определенном уровне бодрствования, который зависит от характера выполняемой работы, заинтересованности, ответственности, физического и эмоционального состояния. Ведущими признаками ясного сознания кроме бодрствования являются полная ориентировка и адекватные реакции.
Несмотря на то, что определены и описаны различные формы нарушения сознания, до сих пор феномен «нарушения сознания» относится к наименее разработанным вопросам в патопсихологии.
Нарушения сознания характерны для многих психических и тяжелыхсоматических заболеваний. В патопсихологии выделяют две основные формы нарушения сознания: количественные, проявляющиеся в формах угнетения сознания, и качественные – формы искажения сознания.
Искажение (помрачение) сознания – психические расстройства, проявляющиеся в искажении самосознания и восприятии социума, нарушении связности мышления и ориентации в пространстве, времени, ситуации и собственной личности, неадекватном поведении.
Основные критерии помраченного сознания (К. Ясперс):
- дезориентация во времени, месте, ситуации, собственной личности. У больного диагностируется двойная ориентировка, когда он убежден, что одновременно находится командировке, и в тоже время исследует поверхность Марса как астронавт;
- отсутствие отчетливого восприятия социума проявляется в фрагментарном и нечетком восприятии происходящих событий, а также отсутствии адекватной рефлексии на них;
- замедление темпа ассоциативного процесса, слабость суждения, появление бреда;
- затруднение воспоминаний происходящих событий, полная или частичная амнезия всего периода нарушенного сознания.
Для определения состояния помраченного сознания решающее значение имеет установление совокупности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помрачении сознания.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу