Подходы к периодизации исторического развития и мифологическое осмысление мира
Мы начинаем издалека вполне обоснованно, ибо каждая наука имеет свою историю. Именно знание истории науки, становления ее теоретических основ, проблематики и методологических подходов, принципов определяет общую культуру каждого будущего специалиста.
Однако следует отметить, что разговор пойдет не собственно об истории психологических идей и учений (эти проблемы рассматриваются в отдельной дисциплине «История психологии»), а о выделении основных этапов развития психологической мысли, с тем чтобы сложилось ясное представление, как эволюционировал предмет психологии, когда она возникла как самостоятельная наука и какой спектр проблем психической реальности она решала и решает.
Следует иметь в виду также, что каждая наука исследует какую- либо сторону объективной реальности, окружающей нас действительности.
В силу этого науки отличаются друг от друга специфически- ми, присущими только им областями (т. е. объектами) и предметами исследования.
Что такое психология как наука, каковы ее предмет и объект исследования, мы рассмотрим позже, в отдельной теме.
Но предмет психологии, поскольку с его эволюцией мы постараемся по- знакомиться, определим, в первом приближении, следующим образом: предметом психологических взглядов на протяжении всей истории человеческого познания является та сущность психическо- го, которую мы хотим познать.
В историческом развитии философско-психологических и собственно психологических взглядов можно выделить ряд этапов. Например, некоторые психологи выделяют: донаучный, философский и собственно научный этапы развития.
Донаучный период заканчивается примерно в VII–VI вв. до н. э. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах, легендах, первоначальных языческих религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Следующий, можно сказать, преднаучный, период начинается на рубеже VI–IV вв. до н. э. и длится почти до середины XIX в. Психология в этот период развивается в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода.
С середины XIX в. психология оформляется как самостоятельная наука. Начинается научный этап в развитии психологического знания. Такая периодизация вполне приемлема, поскольку ее авторы, по всей вероятности, исходят из идеи парадигмального подхода.
Однако не даны объяснения оснований выделения данных этапов и не совсем ясны соответствующие им названия.
Исходя из этого можно предложить следующую периодизацию в эволюции взглядов на предмет психологии. Выделение данных этапов также исходит из идеи парадигмального подхода и исторического структурно-логического анализа эволюции предмета психологии.
Парадигма (от греч. paradeiyma — пример, образец) — теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач, один из существующих подходов для раскрытия исторической логики формирования научных знаний в той или иной области.
История науки представлена в ней как конкурентная борьба между различными научными сообществами.
Основой для формирования и функционирования таких сообществ является принятие учеными определенной модели научной деятельности — совокупности теоретических стандартов, методологических принципов и норм, ценностных критериев и мировоззренческих установок.
Смена парадигм и представляет собой научную революцию.
В основу выделения данных этапов положены особенности мировоззрения: мироощущения, мировосприятия, миропредставления, миропонимания и мирообъяснения, характерные для данной эпохи, а также соответствующие им методы освоения окружающей действительности.
В соответствии с этим можно выделить период мифологического миропонимания окружающей действительности (так называемый донаучный); рационального миропонимания, с позиций разума (так называемый философский); научного миропонимания.
Мифологическое мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание и мирообъяснение характерны для эпохи первобытно-общинного и частично рабовладельческого строя (если пользоваться марксистской периодизацией общественно-исторического развития).
Ф. Энгельс отмечал, что «…уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, — уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру».
Таким образом, первые представления о душе (греч. psyche, лат. anima) как некой бестелесной, нематериальной силе, имеющей самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире, появляются в глубокой древности и имеют тысячелетнюю историю.
- Формирование и развитие личности
- Зарубежные концепции личности
- Динамические структуры личности
- Психологические структуры личности
- Категория личность в психологии
- Категория общение в психологии
- Категория деятельность в психологии
- Основные характеристики и структура сознания
- Общее определение категории сознание
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу