Основные стратегии закупок и их характерные особенности

Сегодня в литературе существует множество авторских подходов к выделению различных стратегий в закупочной деятельности. Функциональные стратегии закупок можно классифицировать по ряду их признаков.

1. В зависимости от временного фактора:

  • краткосрочные стратегии – предприятие оценивает текущие потребности снабжения;
  • среднесрочные стратегии – предприятие преследует цель повысить прибыльность работы посредством сотрудничества с поставщиками;
    долгосрочные стратегии – совершенствование управления запасами, обновление норм расхода материальных ресурсов, снижение общих расходов на снабжение.

2. В зависимости от объекта:

  • стратегии в области цен – их целью является снижение цен на приобретение материальных ресурсов, получение выгоды от скидок:
  • стратегия форвардной сделки – приобретение материальных ресурсов вперед с отсрочкой поставки, в результате которой фирма страхует себя от возможного повышения цен на материальные ресурсы в будущем;
  • стратегия осреднения цены – закупки реализуются с фиксированными в году интервалами (к примеру, раз в квартал) по цене, средней за интервал. Это наиболее распространенная стратегия закупок в России;
  • стратегия консолидации закупок – в последнее время получила широкое распространение. Эта стратегия ориентирована на укрупнение партии закупаемых товарно-материальных ценностей с целью снижения цены, что, безусловно, влечет за собой поиск альтернативных источников поставок, способных выполнить данные требования потребителей материалопотока;
  • стратегии, обусловленные источниками снабжения, – выбор наиболее привлекательных поставщиков;
  • стратегии поиска материальных ресурсов и других ценностей исходя из количества поставщиков: один поставщик, единственный поставщик-монополист по отношению к закупаемому продукту, два поставщика, множество поставщиков;
  • закупочные стратегии, учитывающие объект закупки: закупка отдельных элементов либо закупка комплектов и модулей;
  • закупочные стратегии, определяемые географической зоной охвата: локальные, внутригосударственные и глобальные закупки;
  • стратегии, учитывающие размещение поставщика: внешние поставщики либо внутренние;
  • стратегии в области выявления различных преимуществ на рынке поставщиков:
  • закупка товарно-материальных ценностей с полным набором услуг. Стратегия закупок продукции с комплексом услуг нацелена на поиск поставщиков, способных предоставить потребителю полный цикл обслуживания приобретаемых товарно-материальных ценностей. В данном случае цена закупки не играет большой роли;
  • стратегия нулевых дефектов – ее главной целью является поиск альтернативных источников поставок, способных наиболее полно удовлетворить запросы потребителей с позиций качества поступающих товаров и услуг;
  •  закупочные стратегии, учитывающие субъект закупки: индивидуальные или коллективные закупки;
  • стратегии поиска ценностей, учитывающие характер связей между продавцом и покупателем: тесное сотрудничество или стратегическое партнерство контрагентов;
  • маркетинговые закупочные стратегии, использующие следующие инструменты маркетинга закупок: поиск продукта, каналы поставки, контакты с поставщиками, до- и послезакупочные услуги, цены;
  • стратегии закупок с использованием Интернета: электронные закупки или использование Интернета для выполнения конкретных функций предприятия.

3. В зависимости от ресурсной ориентации (ресурсные стратегии):

  • стратегия привлечения ресурсов – напрямую связана с затратами предприятия, так как состоит в выборе поставщиков, объемов материальных ценностей, сроков их поставки и величины производственных запасов;
  • стратегия ресурсосбережения – представляет собой комплекс программ и мероприятий, обеспечивающих снижение расхода ресурсов на единицу полезного эффекта путем совершенствования структуры ресурсов, улучшения их качества, снижения потерь при транспортировке, хранении и переработке, а также путем применения норм расхода, вторичного использования ресурсов, внедрения новых технологий.

4. В зависимости от времени поставок:

  • “тянущая” стратегия – ориентирована на небольшое число поставщиков; поставки частые, небольшими партиями и осуществляются строго по графику. Данная стратегия предусматривает создание запасов в сфере снабжения только в виде незадействованных мощностей (станков). Наличие же страховых запасов говорит о сбое в производственном процессе, так как складские площади почти не предусмотрены. На стадии закупок на всем протяжении логистической цепи решения о пополнении запасов на всех уровнях принимаются децентрализованно. При реализации данной стратегии поставки с избытком или недостатком практически исключаются, поскольку рассчитывается оптимальный объем заказа. Поставщики должны использовать стандартную тару и упаковку, обеспечивающие сохранность материальных ресурсов;
  • “толкающая” стратегия (стратегия поставок на склад) – ориентирована на значительное число поставщиков; поставки в основном нерегулярные и крупными партиями.

Стратегия предусматривает наличие запасов в виде излишков материальных ресурсов (сырье). Страховой запас постоянно поддерживается на определенном уровне. В процессе материально-технического обеспечения “толкающая” система представляет собой систему управления запасами на всем протяжении логистической цепи, при которой решение о пополнении запасов на всех уровнях принимается централизованно.

5. В зависимости от позиции поставщиков в области снабжения:

  • оборонительные стратегии – применяются к поставщикам с более сильным влиянием;
  • стратегии равновесия – применяются к равным по силе влияния поставщикам;
  • наступательные стратегии – применяются к более слабым поставщикам с точки зрения их влияния.

6. В зависимости от поведения компании-закупщика:

  • стратегия активного поведения на рынке – предприятие потребитель использует свое положение на рынке закупок для давления на поставщиков с целью снижения цен на продукцию. Здесь существует опасность нарушения долгосрочных связей “потребитель – поставщик”;
  • стратегия альтернативного поиска покупаемых МР и поставщиков (“диверсификация”) – применяется в случае, когда у предприятия-потребителя нет иной возможности, как подчиниться рынку закупок, а поставщики имеют относительно больший вес на рынке. В этом случае предприятию следует улучшить методы сбора и обработки информации в ходе рыночных исследований;
  • стратегия выравнивания – используется для закупки МР при отсутствии явного риска и особой выгоды от закупок извне. Но в этом случае существует опасность со стороны поставщиков какихлибо действий, дестабилизирующих рынок закупок.

Многообразие видов стратегий закупок и методов их реализации позволяет, с одной стороны, принимать гибкие и детализированные решения, а с другой стороны, создает сложность при выборе той или иной стратегии. По этой причине необходим компетентный подход к выбору стратегии закупок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)