Кризисные точки социализации

На рисунке 9.2, отражающем процесс социализации, выделены три кризисные точки: А, С, В. Коротко о них уже было сказано. Рассмотрим их подробнее.

В главе «Статусный портрет человека и его изменение» достаточно подробно говорилось о социальном времени, жизненном цикле индивида и кризисе середины жизни, о накоплении статусов в первой половине жизни и утрате их во второй, реальной и ожидаемой траекториях жизни. Поскольку кризисная точка в 45 лет была уже рассмотрена, нам остается поговорить о двух других точках жизненного кризиса — в 18 и 60 лет.

Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, когда старые механизмы, или способы, решения проблемы, уже не работают, а новые еще не действуют.

Кризис — это по существу то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый — неизвестно.

Кризисная ситуация — это всегда мучительный (в социально-психологическом и экономическом плане) процесс перехода от одного стабильного периода жизни к другому, например от школьной жизни к студенческой, от доармейской к армейской, от учебы к трудовой деятельности. Чем больше пауза между двумя периодами, тем в целом глубже кризис, поскольку неопределенность переходного периода ведет к накоплению негативной мотивации и связан-ной с ней фрустрации.

Кризисными, или проблемными, выступают в течение жизни следующие ситуации: уход в армию, окончание средней школы и вступление во взрослую жизнь, окончание вуза и поиск места работы, женитьба и т.д. В такие моменты люди ощущают растерянность. Растерянность — это психологический индикатор социальной проблемы.

Молодой человек знает, что армия требует нового образа жизни, изменения прежних привычек, уклада и ритма жизни. Но каким будет новый образ жизни, как сложится его дальнейшая судьба, он не знает. Неизвестность выступает в качестве социальной озабоченности.

Она свидетельствует о томлении перед неизвестностью, о сильной негативной мотивации. Такая мотивация в случае с армейской службой связана с негативным отношением большинства российского населения к армейской реальности, с пристрастным общественным мнением.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социа-лизации, и в это же время происходит самый незащищенный ее этап.

Социализация — кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря обучению в школе, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя. Бросившие школу ученики – это носители будущего кризиса.

Возможно, многие из них спохватятся в тот период, когда исправить уже будет ничего нельзя: переучиваться или доучиваться во взрослом возрасте, когда ухудшились острота восприятия и память, в несколько раз сложнее, чем в детском.

Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и профессиональное самоопределение юноши. Первая кризисная точка в 16—18 лет обозначает такой перелом в жизни молодого человека, когда старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под опекой родителей) разрушилась, а новая — самостоятельного поведения и образа жизни — еще не сложилась.

Человек перестал быть ребенком, но не успел стать взрослым. Он уже понимает, что необходимо выбрать профессиональную карьеру и начинать трудовую деятельность, но еще не знает, какую именно сферу деятельности предпочесть. Формально в этот период человек становится трудоактивным.

В традиционном обществе подростки начинали трудиться на за-воде, в поле, на шахте в 14—16 лет, зарабатывая на жизнь самостоятельно. Часто они уезжали от родителей, устраивались в рабочее общежитие, высылая часть денег в помощь родителям.

В постиндустриальном обществе, требующем более продолжительного обучения, социальная и экономическая зависимость повзрослевших детей продолжается до 22—23 лет. Они обучаются в вузе, и только часть из них одновременно с учебой работает в фирме или на пред-приятии. Но и в том и в другом случае студенческая молодежь продолжает жить в одном доме с родителями.

Исключение составляют иногородние, которым вуз предоставляет общежитие. Но и они чаще всего существуют за счет денежной помощи родителей. Подработки больше идут на удовлетворение вторичных потребностей (духовных, культурных, развлекательных).

Окончание средней школы связано с негативной мотивацией, но последняя возникает потому, что юноши и девушки не желают покидать школу: за долгие годы у них выработался свод при-вычек, сложился круг друзей и знакомых, режим и ритм труда, образ жизни.

В школе у них было определенное экономическое положение: родители обеспечивали их средствами к жизни, и детям оставалось тратить время на учебу и досуг, а не на поиск работы или каждодневный труд.

В то же время молодые люди утомляются от 11-летнего пребывания в школе психологически, социально же они чаще всего рады задержать свое беззаботное детство. Переломный момент, неизвестность перед изменением жизненной траектории, ностальгия по школе и друзьям вызыва-ют всплеск негативной мотивации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)