Данные о ребенке

Тип врожденной расщелины, возраст, в котором выполнена пластика губы (хейлопластика или хейлоринопластика), пластика твердого и мягкого неба (велопластика, уранопластика), значимы и должны быть указаны.

При описании анатомического строения артикуляционного аппарата важно идентифицировать особенности, влияющие на произносительную сторону речи.

Строение твердого неба и небной завески: наличие дефектов в переднем или среднем отделе твердого неба; наличие расхождения небной занавески. Дефекты в переднем отделе твердого неба и расхождение небной занавески выявляются путем визуального осмотра и опроса родителей, ребенка (вытекает ли жидкость через нос во время питья и приема пищи).

Длина мягкого неба, возможность активного и пассивного смыкания мягкого неба и задней стенки глотки. Достижение активного смыкания оценивается визуально: ребенка просят открыть рот, тянуть гласный А.

Логопед отмечает сокращение небной занавески или его отсутствие во время фонации, плотность смыкания. Возможность пассивного смыкания оценивают путем приближения небной занавески к задней стенке глотки с механической помощью (шпателем).


На момент обследования не всегда возможна оценка пассивного смыкания. Поскольку дальнейшее сотрудничество с ребенком необходимо для успешной коррекции речи, пассивное замыкание оценивают позже, после установления доверительных отношений с ребенком в процессе совместной игровой деятельности или на основании данных осмотра челюстно-лицевым хирургом.

Особенности строения зубного ряда. Отмечается отсутствие зубов, сверхкомплектные зубы, инверсии зубов, микродентия (маленький размер зубов), тремы (промежутки между зубами, прорезывание вне челюстной дуги). Важно понимать, что в сменном прикусе наличие трем – это нормальное явление, вызванное тем, что молочные зубы расходятся и готовят место постоянным более крупным зубам.

Характер прикуса:

  • нормальный прикус;
  • прогнатический или дистальный прикус: нижняя челюсть уменьшена в размерах, верхняя челюсть превалирует над нижней;
    мезиальный прикус (прогения), при котором наблюдается обратная ситуация – верхняя челюсть отстает по своим размерам от нижней челюсти. Наиболее распространенное нарушение соотношения челюстей при расщелинах неба обусловлено недоразвитием верхней челюсти;
  • открытый прикус: из-за несмыкания зубов в переднем (передний открытый прикус) или боковом отделе (боковой открытый прикус) между ними образуется щель;

Отмечается наличие ортодонтического аппарата, длительность его ношения, возможность снимать аппарат на время занятий. Оценка назального резонанса производится на примерах речи, полученной в процессе общения с ребенком. Удобной для ребенка формой общения является диалог на знакомые ему и интересующие его темы (любимые игрушки, события в семье, любимые мультики). Логопед определяет тип, выраженность и постоянство резонанса на слух. По возможности, оценка производится двумя-тремя аудиторами.

Назальный резонанс оценивается по типу (гипер-, гипоназальный, смешанный гипер- и гипоназальный), выраженности и постоянству.

Критерии для подразделения резонанса следующие:

  • гиперназальным резонансом называют носовой оттенок произнесении гласных звуков, или звонких согласных. Звонкие согласные /Б/, /Д/ звучат как /М/, /Н/;
  • гипоназализацией называют произнесение, при котором носовые согласные /М/, /Н/ произносятся с меньшей, чем в норме, назализацией. Это частичное или полное отсутствие носовых согласных.
  • когда гипер- и гипоназальный резонанс присутствуют одновременно, определяют смешанный резонанс. Помимо типа резонанса определяется его выраженность и постоянство.

Выраженность резонанса оценивается количественно – степень I и степень II. Степень I обозначает резонанс, слышимый при произнесении гласных; при степени II наблюдается гиперназализация не только гласных, но и звонких согласных (звуки /Б/, /Д/ могут звучать как /М/, /Н/).

Постоянство гиперназального резонанса является важным диагностическим критерием. Постоянный гиперназальный резонанс является индикатором неадекватности небно-глоточного смыкания. Напротив, непостоянный резонанс требует определения причин его возникновения и возможных путей нормализации.

Нарушения голоса. Помимо описанного изменения резонанса, возможны и другие нарушения голоса. При описании нарушений голоса в сжатом протоколе обследования используется общее определение дисфонии и, отдельно, наиболее распространенное при ринолалии снижение силы голоса.

Оценка носовой экспирации воздуха. При обследовании логопед выявляет наличие ротовых согласных, произносимых с дополнительной экспирацией воздуха через нос или звучащих как носовой выдох. Отсутствие носовой экспирации при произнесении ротовых согласных дальнейшей оценки не требует.

При наличии назализации ротовых согласных производится более тщательная оценка. Наиболее уязвимыми в отношении дополнительного воздушного потока через полость носа являются глухие фрикативные и смычные согласные. Ребенку предъявляется для называния на картинках или повторения речевой материал, содержащий назализованные ротовые согласные в слогах и словах: в обратных слогах, прямых слогах, в интервокальном положении, в коротких словах (конец слова, начало слова, середина слова), в предложениях с разнообразной позицией звуков в слове.

Примерный перечень слогов и слов для оценки носовой экспирации: АФ, АФА, ФА, ПИФ-ПАФ, ФАТА, ДРОФА. У Феди фамилия Федоров. АС, АСА, СА, НОС, СОВА, КОСА. В саду спит сова. АШ, АША, ША, ВАШ, ШАР, КАША. Шуба висит на вешалке в шкафу. АТ, АТА, ТА, РОТ, ТАЛИЯ, ВАТА. Танины тапки лежат под кроватью.

Дополнительным инструментом оценки служит небольшое зеркальце, помещаемое около ноздрей в момент произнесения ротовых согласных. Запотевание зеркальца происходит сильнее или слабее, может оказаться равномерным или более интенсивным у одной из ноздрей, что показывает распределение носового выдоха.

Интересно
Интенсивность носовой экспирации оценивается по трехбалльной шкале: 0 – отсутствует; 1 – слабая; 2 – умеренная или сильная. Выраженность носовой экспирации воздуха определяют как слышимую или неслышимую для слушателя. Отмечается постоянство носовой экспирации.

Носовой воздушный поток при произнесении согласных звуков имеет различное происхождение. Может быть выделена активная и пассивная носовая экспирация. Это разграничение проводится путем мягкого нажатия на нос ребенка во время произнесения отдельных согласных или содержащих их слов. Если нажатие облегчает процесс звукопроизношения, носовая экспирация определяется как пассивная и является, возможно, результатом небно-глоточной недостаточности.

Если же нажатие создаёт блок для направления воздушного потока через нос и тормозит произнесение звука, то носовая экспирация составляет часть процесса артикуляции, т.е. является активной. Пассивная постоянная носовая экспирация является маркером недостаточного закрытия небно-глоточного затвора. Активная экспирация лишь показывает выбранный ребенком способ произнесения фрикативных согласных.

Следовательно, необходимо развитие сознательного контроля за ротовым и носовым направлением воздушного потока. Когда оба типа встречаются одновременно, это говорит о том, что небно-глоточный затвор постоянно не достигает необходимой плотности закрытия.

Характеристика компенсаторных мимических движений. Компенсаторные движения мимических мышц лица (гримасы) во время речи отмечаются у людей с выраженной носовой экспирацией. Говорящий пытается воспрепятствовать носовой экспирации воздуха сужением ноздрей и иногда другими мимическими движениями.

Это выглядит как бессознательное компенсаторное поведение, сформировавшееся, как правило, в результате недостаточности небно-глоточного затвора. Наличие или отсутствие компенсаторных движений мимических мышц лица отмечается путем визуальной оценки мимических движений во время речи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)